Сайт Петровой Ирины Николаевны

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 09.05.2024, 02:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочая программа по информатике для 6-7 класса 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 6,7 классов составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта,
  • Примерной программы по информатике, 
  • Авторской программы "Рабочая программа по информатике 6 класса", составитель,
  • ООП ОиСОО МБОУ "СОШ №31 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Чебоксары.

Данная программа ориентирована на использование учебника Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой «Информатика»: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2015.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

 

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественно-научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения,  развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики  закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных  ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

 В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

В ходе изучения информатики в 6 классе основное внимание следует уделить развитию универсальных учебных действий, в частности изучению различных видов информации и способов ее представления и обработки, освоению информационных процессов, формированию и развитию умения построения индивидуального образовательного пространства. Учебный

процесс следует строить на базе новых педагогических технологий, позволяющих реализовать различные траектории обучения, развить коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы, самооценки, целеполагания, рефлексии.

Изучение информатики должно способствовать развитию следующих общеучебных навыков:

• умение работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

• формирование общеучебных понятий объект, система, модель, алгоритм и др.;

• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• формирование информационно-правовой культуры.

 

Цели обучения

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей.

1. В направлении личностного развития:

• развитие алгоритмического мышления;

• формирование информационно-правовой культуры, соблюдения авторского права, уважения к частной информации и информационному пространству;

• умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

• умение осуществлять совместную информационную деятельность, в  частности при выполнении учебных проектов;

• повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к  продолжению обучения с использованием ИКТ.

2. В метапредметном направлении:

• формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования, формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов,  явлений и процессов;

• овладение навыками постановки задачи при полной и неполной имеющейся информации;

• формирование умения планирования деятельности;

• контроль, анализ, самоанализ результатов деятельности;

• коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

• умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи;

• умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

• моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;

• выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

• преобразование модели – изменение модели с целью адекватного  представления объекта моделирования;

• формирование умений представления информации в виде информационных моделей различных видов на естественном, формализованном и формальном языках.

3. В предметном направлении:

• овладение видами информационной учебной  деятельности и  компетенциями, необходимыми для успешного обучения и повседневной жизни;

• формирование механизмов мышления, характерного для информатики и информационной деятельности.

 

 Ожидаемые результаты изучения учебного предмета

Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих результатов образования:

1. В направлении личностного развития:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

• развитие осознанного и ответственного отношения к собственным  поступкам;

• формирование представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе государства;

• понимание роли информационных процессов в современном обществе;

• овладение первичными навыками анализа и оценки получаемой  информации;

• ответственное отношение к информации с учетом правовых норм;

• формирование важности личной ответственности за качество информационной среды;

• умение организации информационно-образовательного пространства с учетом гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

• формирование коммуникативной компетентности в процессе  образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов

деятельности.

2. В метапредметном направлении:

• умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• овладение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• овладение умениями планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

• определение способов действий в рамках предложенных условий,  корректирование своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивание правильности выполнения учебной задачи;

• овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной  деятельности;

• овладение основными универсальными умениями информационного характера, такими, как: постановка и формулирование проблемы.

 

Содержание учебного материала

6 класс

Тема 1. Объекты окружающего мира

Сформировать представление об объектах и множествах,  общее и единичное, собственное  имя, свойствах объекта, действии, поведении, состоянии.

Тема 2. Компьютерные объекты

Сформировать представление о файлах и папках, о размере файла, единицах измерения, операционных системах.

Сформировать практические навыки работы с файлами и папками, работать с дисками в различных операционных системах.

Тема 3. Отношения объектов и их множества

Сформировать представление об отношениях, разнообразие отношений, отношениях между множествами.

Тема 4. Разновидности объектов и их классификация

Сформировать представление об отношение «является разновидностью», классификации объектов, классификации компьютерных объектов.

Сформировать практические навыки работы с компьютерными объектами.

Тема 5. Системы объектов

Сформировать представление о системном подходе, о системах, структуре.

Сформировать практические навыки работы с системами, составом и структурой.

Тема 6. Персональный компьютер как система

Сформировать представление об интерфейсе, пользовательском интерфейсе.

Сформировать практические навыки работы с системой компьютера, с пользовательским интерфейсом.

Тема 7. Как мы познаём окружающий мир

Сформировать представление о чувственных познаниях: ощущение, восприятии, представлении; мышлении: понятие, суждение, умозаключение; абстрактном мышлении.

Тема 8. Понятие как форма мышления

Сформировать представление о понятиях: анализе, синтезе.

Сформировать и исследовать свойства графических объектов средствами графического редактора.

Тема 9. Информационное моделирование

Сформировать представление о модели объекта и ее назначении, целях и способах моделирования, разнообразии информационных моделей.

Сформировать практические навыки информационного моделирования, определения принадлежности информационной модели определенному типу, определения прототипа информационной модели, создания графических моделей средствами прикладного программного обеспечения.

Тема 10. Знаковые информационные модели

Сформировать представление о видах знаковых информационных  моделей: словесном описании и его стилях, научном и художественном описаниях, математических моделях.

Сформировать практические навыки анализа информационных знаковых моделей, построения информационных знаковых моделей различного вида,

создания словесных моделей средствами текстового процессора:  упорядочивание фрагментов в указанном порядке, деление текста на колонки, работа с колонтитулами, создание многоуровневых списков.

    Тема 11. Табличные информационные модели

Сформировать представление о табличных информационных моделях, их видах и правилах оформления, вычислительных таблицах и табличных способах решения задач.

Сформировать практические навыки представления информации в виде табличных моделей, анализа табличных моделей, решения логических задач табличным способом, создания табличных моделей средствами текстового процессора: добавление и удаление строк и столбцов, форматирование ячеек, построение табличных моделей, выполнение арифметических действий (суммирование).

Тема 12. Графики и диаграммы

Сформировать понятие о графиках и диаграммах, их назначении, видах обработки информации, представленной в виде диаграмм и графиков.

Сформировать практические навыки создания диаграмм и графиков средствами текстового процессора.

Тема 13. Схемы

Сформировать понятие о способах представления информации в виде схем, графов, сетей, деревьев, о структурных элементах графов и деревьев.

Отработать практические навыки решения учебных задач с помощью схем, графов, деревьев, сетей, анализа информационных моделей, представленных в виде графов, сетей, деревьев, и построения таких моделей средствами текстового процессора.

Тема 14. Что такое алгоритм

Сформировать понятие об алгоритме.

Сформировать навыки составления и анализа алгоритмов, научиться приводить примеры алгоритмов.

Тема 15. Исполнители вокруг нас

Сформировать понятие об исполнителе, формальном исполнителе, системе команд исполнителя, связи между исполнителями и автоматизацией деятельности человека.

Сформировать практические навыки выбора типа исполнителя в зависимости от ситуации, анализа выполнения задания исполнителем, составления алгоритма действий для исполнителя.

Тема 16. Формы записи алгоритмов

Сформировать понятие о блок-схеме и программе как способах записи алгоритмов.

Сформировать практические навыки записи алгоритмов в графическом виде (блок-схема) и словесном (программа).

Тема 17. Типы алгоритмов

Сформировать понятие о линейном алгоритме, алгоритмах с ветвлением, повторением.

Сформировать практические навыки составления алгоритмов различного типа при решении учебных задач, применения алгоритмов при создании линейной презентации, презентации с гиперссылками и циклической презентации.

Тема 18. Управление исполнителем Чертежник

Сформировать понятие о работе исполнителя Чертежник, командах исполнителя и алгоритме управления Чертежником.

Сформировать практические навыки составления и анализа алгоритмов управления исполнителем Чертежник, представления полученных знаний и освоенных практических приемов средствами компьютерной презентации.

 

Место предмета

В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как расширенный курс в 5–9 классах (пять лет по одному часу в неделю,  всего 175 ч). В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов.

 

7 класс

Глава 1. Информация и информационные процессы

§ 1.1. Информация и её свойства

Сформировать представление о информации, видах информации, свойствах, об информационном сигнале, дискретном сигнале.

Сформировать умения рассчитывать объем информации, различать виды информации.

§ 1.2. Информационные процессы

Сформировать представление о формировании информационного процесса, информационной деятельности, хранении, передаче, источниках, приёмниках информации, носителях информации.

Сформировать умения обрабатывать информацию, уметь собирать, передавать информацию.

§ 1.3. Всемирная паутина

Сформировать представление о формировании WW – Всемирной паутины, web-страница, web-сайта, о поисковой системе.

Сформировать умения работать во Всемирной паутине, создавать web-страницы, web-сайты; работать в различных браузерах, поисковых системах.

§ 1.4. Представление информации

Сформировать представление о формировании знаковой системы , естественных и формальных языках, о формах представления информации.

Сформировать умения различать естественные и формальные языки, формы представления информации.

§ 1.5. Двоичное кодирование

Сформировать представление о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную, о системах счисления; различать алфавиты; уметь работать с алгоритмом перевода из одной системы счисления в другую.

Сформировать умения работать с системами счисления: двоичной и десятичной; уметь переводить из двоичной системы в десятичную, из десятичной в двоичную.

§ 1.6. Измерение информации

Сформировать представление об алфавитном подходе к измерению информации, информационном весе символа произвольного алфавита.

Сформировать умения рассчитывать информационный объём сообщения.

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

§2.1. Основные компоненты компьютера и их функции

Сформировать представление об устройстве компьютера и их функциях: процессоре, памяти, устройствах ввода и вывода информации.

Сформировать умения работать с информационными носителями, работать с устройствами ввода и вывода информации.

§2.2. Персональный компьютер

Сформировать представление о системном блоке: материнской плате, центральном процессоре, оперативной памяти, жёстком диске; о внешних устройствах: клавиатуре, мыши, мониторе, принтере, акустических колонках.

е и сферах ее применения. Уметь работать внутри компьютерной сети, с сервером.

Сформировать умения различать типы принтеров, определять размеры объёма оперативной памяти.

§2.3. Программное обеспечение компьютера

Сформировать представление о программах и  программном обеспечении, системах программирования, свойствах архиваторов, приложениях общего и специального назначения.

Сформировать умения выбирать программное обеспечение, уметь работать с антивирусной программой; различать чем отличается установка ОС от загрузки ОС; знать разновидности программ прикладного назначения.

§2.4. Файлы и файловые структуры

Сформировать представление о логическом имени, правилах именования файлов, корневом каталоге, пути к файлу и полном имени.

Сформировать умения выбирать работы с файлами.

§2.5. Пользовательский интерфейс

Сформировать представление о объектно-ориентированном графическом

интерфейсе; способах аппаратного управления графическим интерфейсом с помощью мыши; основных элементах графического интерфейса: окнах, меню, рабочем столе и его элементах; информационных ресурсах и способах организации индивидуального информационного пространства.

Сформировать умения характеризовать и перечислять основные элементы пользовательского интерфейса, строить информационные графические модели, применять правила построения индивидуального информационного пространства в практической деятельности.

Глава 3. Обработка графической информации

§ 3.1. Формирование изображения на экране монитора

Сформировать представление о формировании изображения на экране монитора, пикселе, пространственном разрешении монитора, компьютерном представлении цвета, цветовой модели RGB, глубине цвета, видеосистеме персонального компьютера.

Сформировать умения рассчитывать объем видеопамяти, объемы данных, передаваемых в единицу времени от видеопамяти к монитору; осуществлять

анализ характеристик видеосистемы; определять по характеристикам видеосистемы диапазон практического применения; описывать работу видеосистемы персонального компьютера.

§ 3.2. Компьютерная графика

Сформировать представление о графических объектах, компьютерной графике и сферах ее применения, способах создания цифровых графических объектов, растровой, векторной и фрактальной компьютерной графике, форматах графических файлов.

Сформировать умения выбирать вид графики для построения различных изображений, характеризовать основные виды компьютерной графики, давать развернутую характеристику графических изображений, строить информационные графические модели понятий компьютерной графики, определять размеры графических файлов, количество цветов в палитре.

§ 3.3. Создание графических изображений

Сформировать представление о растровых и векторных графических редакторах, интерфейсе графических редакторов, особенностях и приемах работы в растровых и векторных графических редакторах, цветовой модели HSB.

Сформировать умения создавать изображения средствами графических редакторов, определять объемы графических изображений.

Глава 4. Обработка текстовой информации

§ 4.1. Текстовые документы и технологии их создания

Сформировать представление о текстовом документе, его структуре,  технологиях подготовки текстовых документов, текстовом редакторе и текстовом процессоре.

Сформировать умения выделять структурные единицы текстового документа, характеризовать и сравнивать «компьютерную» и «бумажную» технологию подготовки текстовых документов, характеризовать и использовать инструменты текстового редактора и текстового процессора.

§ 4.2. Создание текстовых документов на компьютере

Сформировать представление о правилах профессионального набора (ввода) текста, приемах редактирования, типичных ошибках и способах их устранения, приемах работы с фрагментами текста.

Сформировать практические навыки профессионального набора текста, редактирования текстовых документов, работы с фрагментами текстовых документов.

§ 4.3. Форматирование текста

Сформировать представление о процессе форматирования текста, способах форматирования, атрибутах символов и способов форматирования символов,

форматировании абзацев, стилевом форматировании и шаблонах документов, форматировании страниц документа, приемах сохранения документов в различных текстовых форматах.

Сформировать практические навыки форматирования различных типов, форматирования символов, абзацев, сохранения документов в различных форматах.

§ 4.4. Визуализация информации в текстовых документах

Сформировать представление о способах оформления перечней в документах в виде нумерованных или маркированных списков, таблиц, об использовании графических схем.

Сформировать практические навыки формирования различного вида списков, построения графических схем средствами текстового процессора.

§ 4.5. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода

Сформировать представление о программах оптического распознавания документов, компьютерных словарях и компьютерных переводчиках.

Сформировать умения эффективно использовать инструменты распознавания текстов, оценивать временные затраты на выполнении такого рода работ, применять программы компьютерные словари и компьютерные переводчики в учебной деятельности.

§ 4.6. Оценка количественных параметров текстовых документов

Сформировать представление о кодовых таблицах символов, хранении символов в памяти компьютера, способах определения информационного объема текста и его фрагментов.

Сформировать практические навыки работы с кодовыми таблицами, определения информационного объема текстовых документов и их фрагментов.

Глава 5. Мультимедиа

§ 5.1. Технология мультимедиа

Сформировать представление о технологии мультимедиа, способах обработки и хранения звука в компьютере, частоте и разрядности дискретизации.

Сформировать умения описывать процессы преобразования звука в компьютере, перечислять сферы применения мультимедиа, описывать процессы создания движения в компьютере.

§ 5.2. Компьютерные презентации

Сформировать представление о компьютерной презентации, шаблоне презентации, дизайне презентации, макете слайдов.

Сформировать практические навыки создания презентаций средствами прикладного программного обеспечения с учетом определенных требований к дизайну презентации и макету слайдов, создания гиперссылок и анимаций.

 

Место предмета

В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как расширенный курс в 5–9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 ч). В зависимости от условий, имеющихся в конкретном  образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов.

 

Литература.

1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

2.Босова Л.Л., Босова А.Ю.  Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

3.Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике. 6 класс. – М.:ВАКО, 2010

4.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Поурочные разработки для 7 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

5.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

6.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. 

 

 

погода в Чебоксарах
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Новости
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 |